Остров Джерба (500 кв. км.) и приморский городок Зарзис образуют самый южный морской курортный регион Туниса. Джерба в этом дуэте играет главную роль. Это пленительное, полное вековой романтики место, считается лучшей жемчужиной средиземноморского ожерелья курортов Туниса. Джербу называют средиземноморским Таити. Множество туристов привлекают сюда прекрасные пляжи острова, прозрачная вода, сказочные лабиринты улиц с сахарными головами белых куполов старинных домов.
История
История Джербы уходит в далекое прошлое. Есть легенда, что это и есть тот самый, воспетый в древних мифах остров Огигия, где прекрасная нимфа Калипсо семь лет держала Одиссея, пытаясь добиться его любви. Этому, однако, не помогли даже четверо сыновей, которых она родила от него. Одиссей все-таки вернулся к своей Пенелопе, а Джерба, впрочем, также как мальтийский остров Гозо, испанские Майорка и Менорка стала одной из легендарных страниц мировой истории.
Открыли Джербу, по-видимому, известные морские бродяги финикийцы, которые везли отсюда пурпурную краску. После них островом владели карфагеняне, потом римляне, проложившие по узкому перешейку каменную дорогу до расположенного на континенте города Зарзис. В создание истории острова вложили свой вклад берберы, евреи, турки, сицилийцы, испанцы, норманны... Здесь в XVI в. находилась одна из баз легендарного Дрогута Реиса, которого в тунисском фольклоре называют "сиртским соколом". Для одних он был кровавым пиратом, который в 1560 г. воздвиг страшную башню Бордж-эль-Рус из черепов пяти тысяч христиан, попавших в плен во время битвы за остров, для других - отважным борцом за независимость от испанского господства. Башня Бордж-эль-Рус простояла до 1848 г., после чего останки христиан были перенесены на европейское кладбище.
Религиозные особенности
На Джербе очень сильны традиции мусульман -хариджитов (здесь 213 мечетей), но в то же время его часто приводят в пример, как образец религиозной толерантности.
Как минимум 2000 лет здесь существует еврейская община. По одной из легенд иудеи появились здесь после захвата Иерусалима и разрушения его Первого Храма царем Навуходоносором в 586 г. до н.э. Знаком траура по разрушенному храму считаются черные ленты на пышных шароварах, которые носят местные приверженцы иудаизма. По другой версии - евреи бежали сюда после поражения в Иудейской войне в 70-х гг. н.э. Скорее всего, было две волны пришествия. Большинство историков признают, что расположенная здесь в деревушке Эр-Рияд синагога Гриба (Ghriba) построена еще в VI в. до н. э. и является самой древней в мире. Точнее говорить надо о фундаменте и фрагментах стен, поскольку современное здание синагоги построено в 1920 г.
Живущие на острове, говорящие на берберском языке евреи, входят в старейшую в Тунисе этноконфессиональную группу североафриканских евреев. Их количество здесь во второй половине XX в. значительно снизилось, но это связано с их оттоком на историческую родину в Израиль, а не с проявлениями антисемитизма, которого на Джербе никогда не было.
В Грибе хранятся свитки священной Торы - одной из старейших в мире. В середине весны остров становится местом паломничества евреев со всего света, которые приезжают сюда, чтобы поклониться праху, покоящегося здесь Шимона Бар Ясхаи, одного из авторов Талмуда.
Сейчас в еврейских поселениях Хара Кебира и Хара Сегира живут около тысячи иудеев. В Хара Кебира есть большое еврейское кладбище, синагога Дкхтия и ювелирные мастерские, работающие в старинной художественной манере.