Весной и летом Амстердам и Роттердам превращаются в оживленные туристские центры. Города Голландии - шедевры средневековой архитектуры. Здесь соседствуют старинные купеческие дома, величественные соборы, ратуши и современные здания.
Голландия подарила миру целую плеяду выдающихся художников: Иеронима Босха, Питера Брейгеля, Франса Халса, Рембрандта Харменса ван Рейна, Винсента ван Гога. Музеи двух последних находятся в Амстердаме.
Столица очень живописна. Город прорезан полусотней каналов, через которые перекинуто около 500 мостов.
В Амстердаме можно посетить Рейксмюзеум (фламандская живопись), музей современного искусства Стеделийк, собор Вестеркерк с колокольней (там находится могила Рембрандта). В городе есть несколько церквей, представляющих интерес для туристов. Это - церковь Уде-Керк (1300 г.) и церковь Неуве-Керк (XV в.). Трудно представить себе столицу Голландии без зданий биржи и центрального вокзала, жилых домов XVI-XVII вв. Среди архитектурных памятников выделяется Королевский дворец, построенный в XVII в. на площади Дам - историческом центре Старого Амстердама.
В Роттердаме расположены музей Боймана ван Бенингена, академия искусств, консерватория, музей этнографии и зоопарк.
Гаага - это резиденция правительства, парламента и королевского двора. В городе обязательно ознакомьтесь с Королевской художественной галереей и зданием Парламента. Также интересно прогуляться по части старого города XIII в. со средневековыми башнями (Бинненхоф и Бюттенхоф). В Гааге есть Дворец мира, построенный Эндрью Карнеги в 1913, Мадурам (реконструкция старинного города в миниатюре), дворец Маурицхейс, международный музей прессы, почтовый музей и музей костюма.
В Найменгене находится музей римского искусства, а в Харлеме - музей Франса Хальса, музей индустриального искусства в замке XVIII в., церковь Св. Баво с уникальным органом на 5000 труб.
В Утрехте можно ознакомиться с такими музеями, как железнодорожный, центральный и музей общества искусства и науки.
Гронинген знаменит церковью Св. Мартина (XIII-XVI вв.) и остатками римского поселения. Одна из старейших отраслей сельского хозяйства Голландии - цветоводство - восходит к 1599 г., когда ботаник Клузий открыл оранжерею экзотических растений в Лейдене. Наибольшей популярностью пользуются тюльпаны. До сих пор цветочные оранжереи и поля занимают большие площади во многих районах. Особенно выделяется участок между Лейденом и Харлемом, называемый 'стеклянным городом'. Ежегодно в стране проходят цветочные аукционы, самый известный из которых - в Алсмере (недалеко от столицы). Период цветения тюльпанов - апрель-май.
Мясо голландцы едят два раза в неделю. Это связано с традициями – с давних пор здесь укоренилась привычка употреблять больше рыбы, чем мяса. Хлеба и других мучных изделий едят совсем немного.
Традиционными блюдами считаются гороховый суп с кусочками сала и ароматными приправами, тарелка измельченной цветной капусты с кусочками копченой колбасы и, конечно, светлое пиво. Любимое блюдо также смесь картофеля и овощей с жирной подливкой, блюда из моллюсков, особенно мидий. На десерт – фрукты и ягоды.
Знаменитый голландский сыр едят как закуску, им заправляют супы, салаты, его запекают с рыбой, фруктами и т.д.
Традиционная еда – харинг, т. е. приготовленная особым способом малосольная сельдь. Харинг с ломтиком соленого огурца или луком продается прямо на улице, с лотков. Едят его тут же, запрокинув голову и держа харинг за хвост. Считается, что голландцы первыми ещё в XV веке придумали метод засолки сельди.
На уличных лотках можно купить колбаски (ворстьес) и поджаренные в кипящем масле картофельные брусочки (потатен). Эти блюда продаются горячими, готовятся в небольших фургончиках, которые можно встретить повсюду – в парках, на улицах, в супермаркетах.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
В крошечном, едва перешагнувшем свои средневековые границы голландском городе Лейдене расположилось сразу три музея, чья значимость соизмерима с масштабом не отдельной страны, а как минимум — всей Европы. Из Лейдена вышли такие всемирно известные художники, как Лука Лейденский, Ян Стен и Рембрандт. Но тем не менее самые интересные музеи Лейдена — не художественные, а естественно-научный «Натуралис», Музей этнологии и Музей древностей.
Лейден — город очень голландский. В нем есть все, чем знаменита эта страна: каналы с узкими набережными без парапетов, ломаные кровли с черепицей, стоящие встык домики XVI—XVIII столетий, готические соборы, старые ветряные мельницы, которые в Нидерландах использовались не столько для помола зерна, сколько для откачки воды.
Мое знакомство с городом началось с легкого культурного шока. Выйдя утром из гостиницы, я кинул взгляд на дом напротив — и остолбенел. Прямо на меня с брандмауэра (глухой стены без окон) смотрело высеченное во всю ширину здания четверостишие Велимира Хлебникова. По-русски. В голове пронеслись мысли: «Дом-музей поэта? Но Хлебников вроде никогда не жил в Лейдене. Особая страсть к русской литературе, которой воспылал голландский домовладелец? Почему?..» Как вскоре выяснилось, дело обстояло хоть и совсем не так, но тоже довольно экстравагантно. Оказывается, многие лейденские дома украшены цитатами из классиков мировой литературы — от китайской поэзии до Шекспира. Все выдержки приводятся на языке оригинала, иногда с голландским подстрочником, иногда без него. Это следы прошедшего несколько лет назад проекта «окультуривания» городской среды, и тексты никак не связаны со зданиями, на которых помещены (просто была свободная стена). Ничего похожего в других голландских городах мне не встречалось, и, возможно, эту «поэзию улиц» следует считать особенностью Лейдена.
Во время 80-летней войны за независимость Нидерландов (1566—1648 годы) Лейден дважды осаждали испанцы. Для того чтобы снять блокаду, Вильгельм Оранский, основатель королевской династии, приказал пробить дамбы. Испанские войска были вынуждены отступить под натиском водных потоков. По разлившейся воде освободители подошли к самым воротам города на парусных лодках. С тех пор 3 октября — День освобождения — в Лейдене отмечают праздничным хлебом и селедкой — той самой едой, которую нидерландские повстанцы привезли голодающим. В знак благодарности за сопротивление, оказанное неприятелю, жителям было предоставлено право выбора между освобождением от налогов и строительством университета. Город выбрал знания, и в 1575 году в Лейдене был основан университет. Здесь преподавал Рене Декарт, учились любимая голландцами королева Беатрикс и наследник престола Виллем-Александр. Сегодня Лейденский университет остается одним из самых знаменитых в Европе, а город по числу молодых лиц на улицах напоминает университетский кампус.
Неудивительно, что и лейденские музеи имеют выраженную образовательную направленность.
Музею этнологии более полутораста лет, он существует с 1837 года. Сегодня его собрание насчитывает около 200 тысяч предметов. Это произведения искусства минувших тысячелетий: скульптура инков и ацтеков, китайская живопись, африканские бронзы. Но также — детские игрушки, одежда, оружие, ножи и другие вещи, которые люди использовали для разных надобностей. Иногда полезные, иногда непостижимые — от каяка рыболова до трещотки шамана. Постоянная экспозиция, полностью переделанная в 2001 году, организована как прогулка по странам и континентам. Здесь нет привычных музейных этикеток. Все формы аннотаций заменены компьютерами, которые, по замыслу создателей экспозиции, «должны обеспечить посетителей информацией на уровне, соответствующем их индивидуальным запросам».
Пространство очень сценично: затененные помещения с выхваченными направленным светом экспонатами. Пучки света движутся и меняют свою окраску, как в световом шоу. Однако за всем этим театром стоит серьезная исследовательская работа. Музей этнологии считается мировым лидером среди музеев своего профиля по качеству документирования коллекций.
И без того эффектную картину дополняют фильмы с видами экзотических мест, беспрерывно крутящиеся на стенах экспозиционных залов, и огромные световые карты. На них — схемы культурных контактов Индии с Китаем, Китая с Кореей и Японией и так далее. Переход из зала в зал оказывается путем, проложенным на протяжении столетий самими культурами. Здесь есть экспозиции Арктики, Африки, Китая, Кореи, Океании, Северной и Латинской Америки, Центральной и Юго-Восточной Азии, Японии… Индонезийская коллекция считается лучшей в мире. Единственное, чего не найти в Музее этнологии, это раздела Европы. И тому имеются свои причины.
Возникновение музея тесно связано с историей королевского дома Нидерландов. Еще король Виллем I (1772—1843) начал посылать за границу экспедиции для сбора материалов в Королевское собрание редкостей. Первая экспедиция была отправлена в 1816 году. Ее путь лежал в Китай. В 1820—1830-х годах в королевский музей влились прекрасные японские коллекции, приобретенные у голландских путешественников. Собрание постепенно пополнялось различными, иногда случайными вещами, но его ядро продолжали составлять предметы этнографии. Они-то и легли в основу музея, открытого в Лейдене в 1837 году.
Таким образом, структура коллекции сформировалась в эпоху, когда под «этнографией» понималось изучение культуры и быта «экзотических» народов. Потому и получилось, что в голландском Национальном музее этнологии нет ничего национально голландского — ни деревянных башмаков, ни крахмальных чепчиков. Ни голландского, ни французского, ни вообще — европейского
Национальный музей древностей — один из старейших музеев страны — расположился в комплексе зданий на набережной самого известного лейденского канала Рапенбург. Основан он был в 1818 году все тем же любителем музейного дела королем Виллемом I. Здание музея не особенно выделяется среди общей застройки набережной, зато неизменно поражает воображение вошедших. За скромным фасадом скрывается ансамбль из нескольких домов некоторые из них сами имеют внутренние дворы), которые основательно модернизированы и приспособлены под музейные нужды (последняя реконструкция завершилась в ноябре 2000 года).
Первый огромный зал, в который попадает посетитель, — бывший городской сад, над которым возвели крышу. В нем разместилась гордость музея — прекрасно сохранившийся древнеегипетский храм. Во многих случаях используется прием контрастного противопоставления тарой голландской архитектуры и остросовременных хайтековских форм. Стеклянная кровля, покрывающая один из внутренних дворов наподобие оранжереи, поддерживается конструкцией из стальных труб. Фоном для стеклянного цилиндра лифтовой шахты оказываются черепица и старинная кирпичная кладка. Так, наверное, смотрелся бы космонавт в скафандре на картине Луки Лейденского…
Экспозиция Музея древностей делится на шесть отделов: «Египтяне» (1-й этаж), «Римляне», «Греки», «Этруски», «Ближний Восток» (2-й этаж) и «Ранние Нидерланды» (3-й этаж). Около 2 000 лет тому назад перечисленные области были частями обширной Римской империи. Поэтому римский материал открывает осмотр на всех этажах музея. На первом, египетском, — это раздел «Египет римского времени», на втором — собственно Рим, на третьем — «Нидерланды в римскую эру».
Во многих местах посетитель встретит «гидов из прошлого». Это боги, выдающиеся личности, а иногда и обычные люди, каждый из которых рассказывает свою историю. Зачастую объекты выставляются не сами по себе, а в специально сконструированной для них среде. Для этого сделаны реконструкции, модели зданий, архитектурные и пейзажные фоны. Их сопровождают звуковые фрагменты, движущиеся световые силуэты на стенах и интерактивные компьютерные программы.
Музей «Натуралис» принимает более 300 тысяч посетителей в год. Даже в России, где число музеев на душу населения в несколько раз меньше, чем в любой европейской стране, такой показатель можно было бы считать высоким. А для Голландии, где музеи на каждом углу (в одном только Лейдене их десяток), — это выдающееся достижение. «Натуралису» более 180 лет. Он основан в 1820 году — как нетрудно догадаться, королем Виллемом I. В одном отношении «Натуралису» повезло больше, чем Музею этнологии и Музею древностей. В 1998 году он получил новое здание, а точнее говоря, целый комплекс зданий, оборудованных по последнему слову техники. Со старой частью музея их соединил остекленный переход, висящий поперек автомагистрали и смущающий водителей видом двух огромных носорогов, бредущих из одного здания в другое, — муляжи установлены внутри перехода, на них можно залезать.
«Натуралис» — естественно-научный музей широкого профиля. Он одновременно является музеем зоологическим, палеонтологическим, геологическим и минералогическим. Но поражает здесь не столько сам материал, сколько формы и способы его демонстрации. Тематика постоянных экспозиций музея такова: «Парад ископаемых» (происхождение жизни и ее древнейшие формы), «Театр природы» (формы жизни и природные процессы), «Земля» (строение планеты, землетрясения, вулканы и тому подобное), «Жизнь» (приспособляемость животных и растений), «Взгляды на природу» (отношение к природе людей разных возрастов и народов). Экспозиционное оборудование даже трудно описать: это какие-то ни с чем не сравнимые конструкции из металла, стекла, пластика, мигающие разноцветными огнями и порой достигающие высоты двухэтажного дома. Особого упоминания заслуживает компьютерное оснащение. Вообще-то сегодня информационными системами для посетителей и натыканными везде тач-скринами никого уже не удивишь. Но в «Натуралисе» я удивился дважды.
При входе в музей посетитель получает индивидуальную карточку-чип, которую должен вставлять в находящиеся в залах компьютеры, прежде чем начинать отвечать на вопросы викторин и тестов (все ответы, понятно, можно найти в экспозиции). На выходе стоит компьютер, который, считав информацию с карточки, печатает табель-сертификат об «успешности» посещения музея.
Второй сюжет имеет отношение к вечному спору, который возник, наверное, еще у первого музейного работника с первым посетителем. Смысл его состоит в том, что посетитель желает видеть запасник и подозревает (иногда не так уж безосновательно), что самое интересное находится именно там, а не в экспозиции. Вдобавок надо сказать, что хранилище музея «Натуралис» выглядит совершенно вызывающе. Это двадцатиэтажная башня, возвышающаяся над всем комплексом и видимая за несколько километров. При этом сотрудники музея честно признаются, что даже в нынешней огромной экспозиции могут показать только 0,1% своего собрания (для естественно-научного музея это нормальное соотношение). Но, оказывается, проблема имеет решение. В зале, прямо рядом с окном, смотрящим на здание запасника, установлен компьютер, позволяющий найти любой хранящийся там предмет. К вашим услугам как стандартная система поиска, так и возможность двигаться по этажам, «заходить» в хранилища, «выдвигать» стойки и ящики шкафов.
При желании в «Натуралисе» можно провести целый день: там прекрасно оборудованный Центр информации о природе, Детский центр, богатые книжные магазины, кафе-ресторан и «Ресторан для зверей». В последнем происходит кормление зверей — больших мягких кукол. Ребенку дают коробку с разнообразным кормом (пластмассовым, естественно). Он выбирает еду и подносит ко рту животного. Если ребенок ошибся, кукла начинает отчаянно крутить головой, если же еда «по вкусу» — она разевает пасть (или клюв) и «глотает» предложенное. «Натуралис» работает с детьми, начиная с 6-летнего возраста.
Кстати, если будете в Лейдене, найти «Натуралис» просто. К нему ведут следы какого-то очень доисторического животного, идущие по асфальту прямо от железнодорожной станции.
Алексей Лебедев, доктор искусствоведения / Фото автора