Недалеко от города Тэгу на юге страны находится старинный храм Хеинса. Это - символ старой Кореи, ее духовного богатства и величия, а также трудолюбия, упорства и мастерства простых монахов. Дело в том, что с давних пор в этом храмовом комплексе хранится национальное сокровище - Трипитака кореана.
Неоднократные попытки уничтожить этот храм, к счастью, ни разу не увенчались успехом. У буддистов есть и другое этому свое объяснение. По их мнению, и сам храм, и Трипитака находятся под незримой защитой высших сил. Объяснение не покажется таким уж надуманным, если вспомнить, что главное хранилище священных текстов за всю свою историю с момента строительства в эпоху раннего Чосона в 1488 г. ни разу не пострадало ни от пожара, ни от многочисленных войн, ни от нашествий завоевателей. И это при том, что все корейские постройки, включая грандиозные дворцы и храмы, были сделаны из дерева и, как следствие, горели как спички. Так или иначе, но монастырь Хеинса прекрасно сохранился до наших дней и теперь даже включен в список мирового наследия ЮНЕСКО. Сегодня каждый может все увидеть своими глазами. А посмотреть действительно есть на что.
Что же такое Трипитака и почему она так важна для корейцев? Трипитака - это буддийский канон, собрание священных текстов в трех частях. Трипитака кореана тем более уникальна потому, что выгравирована на больших, около метра, дощечках. Всего таких досок 81 258. Надо сказать, что эти дощечки были изготовлены в 1236-1251 гг. Дело
в том, что предыдущая Трипитака IX века эпохи Корьо была уничтожена монгольскими ордами. Но как только их влияние стало ослабевать, корейцы тут же взялись за восстановление поруганной святыни. Это было просто делом чести. К тому же считалось, что обладание такой вещью помогает государству обеспечить защиту от потенциальных завоевателей и прочих бедствий.
До 1398 г. Трипитака находилась на острове Канхва и Сеуле. Но затем король Тхеджо решил получше спрятать сокровище в первую очередь от жадных глаз все еще могучих монголов. Тогда-то и был выбран древний монастырь Хеинса на юге Корейского полуострова. Хеинса был основан еще во времена расцвета королевства Шилла в 802 г. Первый храм построили два монаха, которые были последователями известного корейского учителя Унсы. Очень быстро монастырь стал популярен среди корейцев. Он разрастался и со временем принял те формы, которые имеет сейчас. Кстати, пройти в монастырь в то время можно было только по узенькому мостику, перекинутому через глубокое ущелье. Это было сделано специально, чтобы никто не мог осквернить храм, заехав в пределы священного города на лошади. В общем, было решено, что это место как нельзя лучше подходит для хранения священных дощечек.
Забота о Трипитаке не покажется чрезмерной, если вспомнить, сколько труда было вложено в нее при создании. Сначала отбирались нужные березовые поленья. Затем древесину три года выдерживали в морской воде, потом кипятили, вырезали, полировали. Потом на подготовленные дощечки наносили более пятидесяти миллионов иероглифов. И только после этого тридцать монахов вырезали их на поверхности дощечек. В результате получилось самое полное буддистское писание. Оно даже превосходит по объему китайские аналоги. Пожалуй, это единственное, в чем древней корейской культуре удалось превзойти китайскую.
Монастырь Хеинса символизирует собой "дхарму", то есть знание. И для сохранения это знания тоже нужно было знание, но только несколько иное, архитектурное, чтобы построить надежное хранилище. И как оказалось сегодня, древние мастера обладали лучшим знанием, чем нынешние. Через толстые щели в стенах осуществлялась вентиляция Трипитаки, а для защиты от влаги полы были покрыты смесью глины и известняка. Может быть, были и еще какие-нибудь секреты. Но на этом месте корейский канон благополучно хранился больше шестисот лет.
Пока некоторое время назад корейские ученые не решили, что для такой святыни нужно найти убежище понадежнее, отвечающее современному научному миропониманию. Для Трипитаки было построено специальное бетонное хранилище с самыми совершенными системами вентиляции, поддержания нужной влажности, защиты от пожаров, наблюдения и охраны. Увы, все предприятие с треском провалилось. Через несколько недель после переезда все многие тысячи дощечек пришлось перевозить обратно в Хеинса. В новой библиотеке архаичные таблички стали моментально покрываться плесенью. И остановить этот процесс не удалось. Все прекратилось само собой, когда древние тексты вновь заняли свое исконное место высоко в горах в чудом уцелевшем храме Хеинса.
По материалам «Вокруг света»