Пещера Вайшно Деви
В 60 км к северо-западу от Джамму на высоте 1700 метров находится знаменитый пещерный храм Вайшно-Деви, посвященный трем богиням Махалакшми, Махакали и Махасарасвати, который ежегодно посещает тысячи индуистских паломников. Глубина пещеры - 30 м, а высота - 1,5 м. В полнолуние месяца картик (октябрь-ноябрь), когда отмечается праздник Дурга пуджа, символизирующий победу богини Дурги над демоном Бхайроном, количество паломников достигает десятков тысяч человек. Так как одновременно в пещере может находится не более 12-15 человек, то очередь к сокровенной святыне растягивается на несколько километров.
Как добраться: на машине до селения Катры, а затем 14 км - пешком.
Амритсар
Амритсар - главный центр сикхизма и крупнейший город штата Пенджаб. Город был основан Рам Дасом, четвертым сикхским гуру, в 1577 году. Название города означает “озеро амриты”, напитка, дарующего бессмертие.
Главная достопримечательность Амритсара и главная святыня сикхов Золотой храм. Храм представляет собой синтез индуистской и мусульманской архитектуры, а на покрытие купола действительно использовано около 100 кг золота. Храм стоит в центре большого бассейна. Здесь хранится Ади Грантх, священная книга, содержащая наставления гуру. Ритуал сикхов сводится к чтению стихов Ади Грантх. Ежедневно в 5 часов вечера книгу торжественно обносят вокруг храма. Храм открыт для представителей всех религий. Недалеко от Золотого храма расположены кварталы старого города. Блуждая по ним можно увидеть небольшой храм богини Дурги, возведенный в XVI веке, храмы Лакшми и Нарайаны, а также множество мечетей.
Аллахабад
Праяг, таково старинное название Аллахабада, расположен в месте слияния трех рек - Ганги, Ямуны и мифической Сарасвати. Омовение в месте слияния трех рек, как утверждают Веды, способно очистить человека от всех его грехов. Поэтому каждый индуист обязан хотя бы раз в жизни посетить этот один из самых священных городов Индии.
Наиболее чудодейственными качествами вода около Аллахабада обладает в период проведения праздника Кумбха-Мелы. Она совершается ежегодно в январе, однако раз в 12 лет дает особые результаты (такая Кумбха-Мела называется Пурна - полная), а раз в 144 года - способна очистить от всех грехов предыдущих и последующих воплощений (это Маха Кумбха-Мела, Великая). Увы, вряд ли кто-либо из ныне живущих людей сможет посетить Маха Кумбха-Мелу, так как в следующий раз она состоится в 2133 году (предыдущая Маха Кумбха-Мела проходила в 1989 году). Последняя Пурна Кумбха-Мела была в 2001 году, следующая состоится в 2013 году.
Интересна легенда, повествующая о происхождении Кумбха-Мелы. На заре мира, после всемирного потопа оказались утрачены многие ценности. Для того, чтобы их вернуть, боги и демоны решили взбить воды мирового океана. В результате они добыли амриту, напиток бессмертия. Один из демонов, по имени Раху, попытался похитить ее у богов. Попробовав амриту, он стал бы бессмертным, но Солнце и Луна заметили Раху и призвали на помощь Вишну. Бог принял образ прекрасной женщины Мохини и, обольстив демона, отсек ему голову мечом. Четыре капли амриты при этом пролились на Землю и упали в Праяге (Аллахабаде), Харидваре, Нашике и Уджайне. Поэтому эти четыре города способны очистить каждого, особенно в дни проведения Кумбха-Мелы, которые раз в 12 лет проходят в каждом из этих городов.
Пушкар
Этот паломнический центр расположен в 11 км от Аджмера и отделен от него Змеиной горой.
Около озера Пушкар расположены многочисленные гхаты и храмы.
Здесь находится единственный в Индии храм бога Брахмы. Как повествует легенда, однажды Брахма готовился к жертвоприношению, требовавшему обязательного присутствия его супруги. Но в это время богини Савитри, супруги Брахмы, не было рядом, и Брахма женился на дочери Индры, Гаятри, и совершил обряд. В это время явилась разгневанная Савитри и прокляла Брахму, сказав, что его никто не будет почитать в ином месте, кроме этого, а тот, кто будет поклоняться Брахме где-либо еще, потеряет все результаты почитания как Вишну, так и Шивы. Каждый год в ноябрьское новолуние в городе собираются тысячи паломников, чтобы совершить омовение. В это время проходит многолюдная ярмарка.
В Пушкаре расположены храмы Савитри и Гаятри, жен Брахмы. Существует поверье, что тот, кто посетит эти храмы, способен достичь успехов в науке.
Маунт Абу
Этот город находится на возвышенности (1200 метров) на юго-западе штата недалеко от границы с Гуджаратом. Здесь расположены ашрамы и джайнские храмы.
Ашрам Васиштхи - место паломничества индусов. Васиштха – это легендарный духовный учитель Рамы, седьмого воплощения Вишну. Рядом с ашрамом находится храм Гаумукх, построенный в XIV веке, в котором установлены скульптурные изображения Рамы, Лакшмана, Васиштхи и его жены Арунадхати.
Центр духовного университета Брахма Кумарис расположен на вершине горы недалеко от озера Накки. Отделения этого университета находятся в разных частях Индии и во многих странах. В университете проводятся семинары, открытые для всех желающих.
Храм Адинатха - храм, возведенный из белого мрамора в XI веке во время правления царя Бхимы I и посвященный первому джайнскому тиртханкару Адинатху/ Cогласно преданию, над строительством храма трудились 1200 строителей и 1500 скульпторов. В алтаре храма стоит бронзовый образ Адинатха, украшенный драгоценными камнями.
Около него расположены храм Махавиры, храм Чаумукхи – самый высокий из всех храмов Дильвара, построенный в XV веке.
Храм Шивы расположен в форте Ачалгарх, в 10 км от Маунт Абу. Построен в XI веке. В алтаре храма установлен Шива-лингам.
Сомнатх
Храм в Сомнатхе – один из 12 самых священных храмов Индии. В этом храме установлен Джйотирлингамю Согласно легенде, храм в Сомнатхе был построен Сомой, богом Луны, и позже перестраивался Раваной, Кришной и Бхимасеной. Как писал Аль Бируни, в начале XI века в храме служило 300 музыкантов, 500 девадаси (храмовых танцовщиц) и 300 брадобреев, обслуживающих паломников. В 1024 году храм был разрушен мусульманскими войсками под предводительством Махмуда Газни, позже восстановлен и вновь разрушен уже при императоре Аурангзебе. Ныне существующий храм построен в 1950 году. Высота главной башни достигает 50 метров, но храм не отличается пышным декоративным убранством. Службы в храме проходят в 7.00, 12.00 и 19.00.
Удджайн
Один из семи священных городов Индии, расположенный на западе штата, на плато Мальва. Айодха, Матхура, Харидвар, Варанаси, Канчипурам и Дварка - остальные шесть.
Удджайн - один из четырех центров проведения Кумбха-мелы (другие центры - Аллахабад и Харидвар на реке Ганга и Насик на реке Годавари). Праздник Кумбха-мела проходит здесь раз в 12 лет, начинается в апрельское полнолуние и длится месяц. Несколько миллионов паломников каждый раз совершают омовение на гхатах в реке Шипра. Следующая Кумбха-мела состоится в 2004 году.
В городе много священных для индуистов мест.
Храм Шивы – одно из 12 главных шиваистких храмов Индии. Он построен в XIX веке на месте более древнего храма. Сейчас открыт для посещения не индуистами.
Храм Кришны построен в середине XIX века. В его алтаре находится полуметровое божество Кришны из серебра, а сам алтарь сделан из мрамора с серебряной дверцей. Ворота храма также облицованы серебром.
Викрам Кирти Мандир – крупный научный центр изучения индуизма. В коллекции институтского музея - археологические экспонаты, около 18000 манускриптов на пальмовых листьях, в том числе иллюстрированная Бхагавата Пурана в золотой и серебряной обложке, миниатюры Раджпутской и Могольской школ.
Ашрам Сандипани Муни – место, где согласно Бхагавата Пуране, получали духовные наставления юные Кришна и Баларама. Рядом с ашрамом находится озеро Гомати Кунд, которое Кришна, по легенде, наполнил водами всех священных рек, чтобы его духовному учителю не было необходимости совершать паломничество.
Нашик
В этом живописном городе, в 187 км на северо-востоке от Мумбая. раскинувшемся на берегах реки Годавари, построено около 200 храмов. По преданию, в этом месте происходили многие события, описываемые в «Рамаяне»: здесь в изгнании жили Рама и его супруга Сита; отсюда Равана похитил ее; младший брат Рамы, Лакшман, уставший от домогательств женщины-демона Шурпанакхи, отрубил ей нос и бросил его, и в том месте, куда упал нос и стоит сейчас Нашик.
Ширди
Это место в 75 км от Нашика, где около 100 лет назад жил великий святой Ширди Саи Баба. Многие считают, что он был аватарой бога Шивы, а ныне живущий в Путтапарти святой Сатья Саи Баба – его очередное воплощение.
Пещеры Эллоры
Комплекс из 34 пещерных храмов: 12 (южных) - посвящены Будде, 17 (центральных) – индуистские храмы, 5 (северных) – джайнские.Гайа
Рассказывается, что в свое время именно в этом месте проходила сваямвара Ситы, во время которой Рама стал ее женихом. 2-3 тысячи лет назад этот город входил в древнее государство Магадха.
Это место, где рекомендуется проводить церемонию шраддхи, почитания предков. Говорится, что результат такого почитания увеличивается в сотню раз.
Главный центр паломничества в городе – храм Вишнупада, в котором хранится отпечаток стопы Вишну на камне. Этот храм построен Ахалья Баи, царицей Индора, в 1787 году на месте более древнего храма. Храм расположен на берегу реки Пхалгу. Во дворе храма растет баньян, под которым 2500 лет назад медитировал Будда. В самом храме установлены божества Ади Гададхара, Сакши Гопала и Вишну на наге Шеше. Неиндусы в храм войти не могут, но те, кто были обращены в индуизм, имеют право посетить его.
В километре от храма находится холм Брахмайони, на вершине которого находится Аштабхуджадеви и две пещеры Брахмайони и Матрийони. Говорится, что тот, кто войдет в эти пещеры, никогда больше не подвергнется перевоплощению.
Гувахати
Столица штата Ассам, город, знаменитый индуистскими храмами. В Махабхарате он упоминается под названием Прагджйотишпура.
Храм Камакхья посвящен Шакти. Говорится, что на этом месте упало йони Сати. Храм был перестроен в 1665 году после разрушения мусульманами. Храм находится на горе Нилачала в 7 км к западу от города. В нем производится тантрическое поклонение, включающее жертвоприношение козла. Неиндусы не могут войти в храм, но могут осмотреть его со специальной площадки.
Храм Наваграха, расположенный восточнее города, посвящен девяти планетам. Из-за этого древнего храма город носил название Прагджйотишпур, то есть Город астрологии.
Руины храма Мадан Камадев находится на том месте, где возродился бог Кама, испепеленный стрелой Шивы. Стены храма украшены эротическими скульптурами, подобными скульптурам всемирно известного храма в Кхаджурахо.
Навадвипа и Майапур
Это место рождения Господа Шри Чайтаньи Махапрабху. Он родился в 1486 году и многие из его деяний проходили здесь. Майапур находится в 130 километрах к северу от Калькутты и через него протекает Ганга. Майапур - это часть Навадвипы, города, который был столицей Гауды в XI - XII веках. В благоприятный день явления Господа Шри Чайтаньи (отмечаемый в феврале - марте) сотни тысяч паломников собираются в Майапуре.
Лучший путь в Майапур – автобусом, который ежедневно отходит от храма сознания Кришны в Калькутте. Другой вариант проезда – поездом до Кришнанагара, откуда на рикши можно добраться до Навадвипы и на лодке переправиться в Майапур.
Место рождения Шри Чайтаньи (йога-питха). Это место, где 18 февраля 1486 года под деревом ним явился Шри Чайтанья Махапрабху. Сейчас на этом месте находится небольшой храм с божествами отца Шри Чайтаньи Джаганнатхи Мишры, его матери Шачидеви и маленького Нимая (имя Шри Чайтаньи в детстве). Если войти в ворота, справа можно увидеть храм, посвященный Шриле Бхактивиноде Тхакуру (который в 1890 году после анализа средневековых карт и документов разыскал точное место рождения Господа Чайтаньи), а слева - 30-метровый купол главного храма. В этом храме слева расположен алтарь с божествами Шри Шри Радха-Мадхава, а также с двумя небольшими изображениями Шри Чайтаньи. На центральном алтаре находятся божества Шри Чайтаньи и двух его супруг, Лакшмиприи и Вишнуприи. Также на этом алтаре находится маленькое мурти четырехрукой формы Адхокшаджа Вишну, божества, которому поклонялся Джаганнатха Мишра. На правом алтаре находится Панча-таттва (Шри Чайтанья со своими спутниками, Господом Нитьянандой, Шри Адвайтой, Шри Гададхарой и Шри Шривасой). В задней части зала находится алтарь Шри Шри Лакшми-Нрисимхи, а также божества Гаура-Гададхара. За местом рождения Господа установлен Шива-лингам, называемый Вридха-Шива или Кшетрапала, защитник священной дхамы. Храм ИСККОН находится в полутора километрах от места рождения Шри Чайтаньи. До него можно добраться на рикши (стоимость 6-8 рупий).
Бхубанешвар
Из-за многочисленных храмов, датируемых VIII-XIII веками, Бхубанешвар известен как Город Храмов. Некогда вокруг озера Бинду Сагар находилось около 7000 храмов. Сейчас их всего лишь около 500. Крупнейший из них – храм Лингарадж, к сожалению, закрытый, как и большинство других храмов, для неиндусов.
Храм Лингарадж закрыт для неиндусов, но рядом с ним имеется платформа, с которой можно заглянуть внутрь храма. На этой платформе у вас попросят пожертвование и покажут книгу пожертвований, из которой следует, что многие жертвуют по тысяче рупий. На самом деле, пожертвования в несколько рупий более чем достаточно. Ежегодно в апреле в храме проходит Ашокаштами, фестиваль колесниц.
Вокруг озера Бинду Сагар, омовение в котором способно смыть все грехи, расположены такие храмы, как Вайтал Мандир, посвященный Чамунде (Шримати Калидеви), в котором совершается тантрическое поклонение, Парашурамешвар Мандир, мандиры Муктешвар, Сиддхешвар и Кедаргаури.
Пури
Джаганнатха-Пури - город в штате Орисса, построенный вокруг храма Господа Джаганнатха. Это одна из четырех священных дхам. Говорится, что находиться в Пури – это все равно, что находиться на Вайкунтхе, спать в Пури – все равно, что делать поклон в храме, а любая еда в Пури является прасадом Господа. Джаганнатха-Пури - место, связанное с жизнью Господа Чайтаньи Махапрабху (1486-1534), место, где он провел последние 16 лет своей жизни. Пройдитесь по тем же улицам, по которым он ходил каждый день, подойдите к храму Гундича, недалеко от которого он жил, окунитесь в океан, в который он окунался каждое утро. Гуру Общества сознания Кришны Шрила Маханидхи Свами составил прекрасное описание мест паломничества в Пури, и наше описание этих мест – во многом цитаты из его книги.
Храм Господа Джаганнатхи. Другое имя Господа Джаганнатхи - Пурушоттама, а Джаганнатха Пури иначе зовется Нилачала или Шри Кшетра. Ныне существующий храм возведен царем Анангой Бхимой. По свидетельству историков он был построен приблизительно две тысячи лет назад. Задолго до этого существовал храм, возведенный царем Индрадьюмной. В годы жизни Шри Чайтанйи Махапрабху (1486-1534) небольших зданий вокруг храма и высокой площадки перед ним еще не существовало. Диск Сударшана на вершине купола является отличительным знаком храмов Кришны, или Вишну, тогда как трезубец характерен для храмов Господа Шивы. Шри Чайтанья Махапрабху наставлял Харидаса Тхакура, своего близкого спутника, который воспитывался в семье мусульман и которому потому было запрещено входить в храм: "Оставайся там (в Сиддха Бакуле), созерцай чакру на верхушке храма и совершай поклоны." Тот, кому не дозволено входить в храм, или он сам не считает себя достойным, может смотреть на чакру на его куполе, что не менее благоприятно, чем созерцание Божества. Это наставление относится в первую очередь к нам, поскольку неиндусам вход в храм запрещен.
С храмом связан фестиваль Ратха-ятра. Этот фестиваль происходит ежегодно в конце июня-июле и собирает сотни тысяч паломников. Фестиваль проводится специально для того, чтобы все люди, в том числе и не имеющие права войти в храм, могли увидет Господа. Божества переносят на огромные колесницы и везут в храм Гундича, где они находятся неделю, а затем возвращают назад. Каждый, кто увидит колесницу Господа, немедленно проникнется любовью к Кришне.
Храм Гундича: Храм в Гундиче носит название Сундарачала, а храм Джаганнатхи называется Нилачала. Храм в Гундиче расположен в 3 километрах к северо-востоку от храма Джаганнатхи на храмовой дороге. Во время фестиваля Ратха-ятры Господь Джаганнатха направляется к храму Гундича и остается в нем на неделю. Затем возвращается в собственный храм. Говорят, что жену царя Индрадьюмны, основавшего храм Джаганнатхи, звали Гундича. Название храма Гундича упоминается также в авторитетных писаниях.
Рядом с храмом Гундича находится храм Господа Нрисимхи. В храме установлены два божества Господа – умиротворенное и грозное. В свое время мусульманский царь Калапагад, захвативший Пури, устрашился грозного Нрисимхи и не решился разрушить храм. Неиндусы не могут войти в храм, но божества видны через открытую дверь храма.
Тирупати
Тирупати, город, расположенный на границе с Тамилнадом, на священной горе Тирумала, известен благодаря возведенному в нем храму Вишну-Венкатешвара. Это самый богатый и самый посещаемый храм, как в Индии, так и во всем мире, по причине чего он даже занесен в «Книгу рекордов Гиннеса».
Существует несколько легенд, связанных с этим храмом. Одна история рассказывает о том, что гора Тирумала – это сам окаменевший Вишну, который неподвижно сидел здесь в медитации много веков. По другой – это часть священной горы Меру, которую разбросал однажды бог ветра Вайю. Многие связывают Тирупати с именами живших здесь более года братьев Пандавов, с Аватаром Рамой, который на этой горе молился Вишну, с великим богом змей Нагом…
По официальным историческим источникам возраст храма составляет более 2000 лет. Особого расцвета он достиг во время правления династии Виджайанагаров, которые для украшения внутренних помещений храма сделали огромный вклад золотом и драгоценными камнями.
Одновременно в храме находится не менее 5000 паломников, а ежедневно его посещает более 100000 человек. Очередь из страждущих попасть на даршан часто растягивается на километры, а время ожидания – на долгие часы.
Храм настолько популярен, что именно здесь многие паломники стремятся совершить ритуал избавления от собственный желаний - они сбривают волосы и предают их в дар божеству. Для этого в храме работают сотни брадобреев. И если вы на юге Индии встретите человека с бритой головой, можно с высокой долей уверенности говорить, что он побывал в храме в Тирупати.
В святилище храма находится священный образ Венкатешвара, полность утопающий в золотых украшениях (непривычно небольшой и толстый, похожий на Аватару Ваманы). Его глаза закрыты не только потому, что он медитирует, но и вследствии того, что своим взглядом он может сжечь всех окружающих. Поэтому брамины не дают возможности постоять у святыни и даже оттаскивают жаждущих блоагословения паломников.
Слева от храма находятся ворота резные изображения на которых передают древние легенды Пуран, за ними залы с образом Вишну в образе черепахи (Курма аватара), Лакшми,
Кришны, управляющего колесницей, а также жен Кришны Рукмини и Сатьябхамы.
Около храма находится музей Шри Венкатешвар, в коллекции которого много скульптурных изображений Вишну и Кришны, списки стихов альваров (святым поэтам) и фотографии 108 главных храмов, посвященных Вишну. Время работы: с 8.00 до 20.00.
В пяти километрах от Тирупати находится храм Падмавати. Богиня изображена сидящей в падмасане и держащей цветки лотоса.
Майсур
Майсур (около 800 000 жит.) - древняя столица штата, расположенная в 140 км от Бангалора. Майсур часто называют «сандаловым городом», так как его воздух всегда напоен ароматом цветущих сандаловых деревьев, роз и жасмина.
Своим возникновением город обязан мифологическому событию: именно здесь богиня Дурга убила демона Махешасура, отчего и появилось название Майсур. Праздник Дуссера в честь ее
победы (в сентябре-октябре) отмечают здесь очень ярко.
Храм и гора Чамунда - главная святыня города, расположенная в 10 км от него на вершине горы. Здесь находится храм Чамунди (Дурги, супруги бога Шивы, покровительствующей городу). Перед входом находится статуя Махишасуры, а рядом с ней музей, в котором собраны диарамы, посвященные различным аспектам религиозной жизни. Храмовая башня-гопурам открывает путь к в алтарную часть, где установлена статуя богини из чистого золота. На западном склоне горы можно увидеть Нанди – знаменитую скульптуру быка Шивы, высеченную из скальной глыбы. Отсюда с горы открывается прекрасный вид окрестностей. Во время праздника в храме проходит фестиваль колесниц, а на озере под горой – фестиваль лодок. По улицам города в это время проходит процессия красиво украшенных слонов и верблюдов. Праздник заканчивается великолепным фейерверком.
В Майсуре находится одна из самых известных в мире Школа Аштанга йоги, руководимая Патабхи Джойсом, а также Ашрам Шри Ганапати Садчитананды.
Халебид
Древняя столица империи Хойсалов - Халебид, была в 1311 году захвачена мусульманами и разрушена. Сейчас этот небольшой поселок, широко известен индуистским храмовым комплексом Хойсалешвара, стоящими в одном ряду с шедеврами Кхаджурахо и Конарака. Посвященный Шиве храм был построен в середине 12 века и полностью покрыт резными скульптурными фризами, иллюстрирующими сцены из жизни богов и правителей империи, а также стилизованными птицами и животными. Храм стоит на платформе-возвышении, имеющем форму звезды. Немыслимое богатство декора позволяет считать этот комплекс красивейшей из всех культовых построек периода Хойсала. В нижней части можно разглядеть шесть рельефов с изображением слонов и львов. Искусство резьбы по камню здесь достигло удивительных вершин: нет ни одного сантиметра поверхности без узора!
Белур
Белур находится в 16 км от Халебида. В 11-13 вв. Белур наравне с Халебидом был столицей государства Хойсала. Храм Ченнекешавы (Chenna Keshava), посвященный Кришне, позволяет судить об уровне и расцвете архитектуры этого периода. В связи с победой над войсками Чола (1126 г.) его велел возвести правитель Вишнувардхана. Храм в форме звезды расположен на высокой платформе. Фасад, три входа и стены снаружи украшены таким количеством рельефов и скульптур, божеств и мифологических существ, что даже напоминает о стиле барокко. Но еще большее восхищение вызывает внутреннее убранство: стены покрыты искусными росписями на темы «Махабхараты», «Рамаяны» и мифологических сюжетов. Внутри комплекса богато декорированные колонны (среди них не найдешь даже двух похожих) поддерживают красивый свод. Строительство и отделка храма продолжались 103 года. Главное божество храма – скульптура Кришны с четырьмя руками, держащими диск, раковину, лотос и палицу.
Шраванабелагола
Чтобы осмотреть прекрасные храмы в Белуре и Халебиде, нужно добраться до Хассана (200 км от Бангалора и около 100 км от Майсура). Оба пути ведут через храмовый комплекс джайнов – Шраванабелагола, где находятся несколько храмов, 43 скульптуры джайнских пророков тиртханкаров (буквально, «создатель переправы, пути») и самая большая в мире монолитная статуя. После получасового подъема в гору (босиком по ступенькам, сильно нагревающиеся к полудню) путешественник оказывается у цели, к которой стремятся многочисленные паломники. Над открытым двором храма высится колоссальная 17-ти метровая статуя Гоматешвары. Статую воздвигли более тысячи лет назад - в 983 года. Каждые 12 лет по случаю праздника Махастакабхишека ее поливают смесью молока, гхи (топленое масло) и йогурта, осыпают цветами, серебряными и золотыми монетами. Последний раз тысячи паломников соьирались на это действо в феврале 1993 г., следующее - в 2005 г.
Хампи
Согласно эпосу «Рамаяна», в Бхаскаракшетре (Хампи) делал остановку Рама, когда вместе с братом Лакшманой путешествовал на юг к острову Ланка. Именно здесь он обрел преданное ему обезьянье войско во главе с легендарным Хануманом. Позже город обрел название Виджаянагар, став столицей одноименной империи. Португальский путешественник Паэс, побывавший в Хампи в пору его расцвета писал, что по величине город не уступает Риму, дворцы гораздо больше замков Лиссабона и, что он кажется раем.
Сегодня, глядя на руины можно только вообразить великолепие и красоту древнего города. Сохранились в Хампи только храмы, создававшиеся в разные эпохи и при разных правителях. Их здесь более 300, среди которых выделяются обильно украшенный эпизодами из «Рамаяны» храм Хазара Рама, величественный храм Шивы Вирупакша созданный в 1510 г. правителем Кришнадеварая. Далее к югу от автостанции - храм Кришны Виттала, за ним возвышается монолитное изваяние Нарасимхи, а в центре города - окруженный многочисленными храмами Лотосовый дворец, построенный для жены махараджи.
Махабалипурам
Махабалипурам расположен в 60 км к югу от Ченная. Это приятный курортный городок (около 40 тыс. жителей) в котором можно остановиться на несколько дней. Здесь множество недорогих гостиниц и ресторанов с замечательной кухней, славящихся морепродуктами, располагающая к медитации атмосфера, прекрасные песчаные пляжи и потрясающие восходы.
Махабалипурам – это бывший главный порт династии Паллавов и один из известных храмовых городов Индии. Кроме знаменитого Прибрежного храма, в комплекс входят 14 пещерных храмов, 5 небольших храмов-колесниц и множество каменных скульптур. В Махабалипураме ежегодно проводится Фестиваль танца, который длится целый месяц с начала января по начало февраля.
Нисхождение Ганги – одно из уникальных творений индийского искусства. Этот грандиозный наскальный рельеф высотой 9 и шириной 27 метров включен в «100 Великих храмов мира». Центром рельефа является расщелина, из которой во время фестивалей и торжественных церемоний низвергается вода, символизирующая священные воды Ганги. К ней, Ганге, устремлены все фигуры Богов, людей и животных. По условиям освещения, лучшее время для фотографирования памятника – утро.
Рядом - холм, на котором расположен маяк и несколько скальных монолитных храмов. Среди них храм Варахи - Аватары Вишну в образе вепря. Дальше находятся храмы Кришна Мандапарам, Тримурти и Рамануджа Мандапа, а справа от стелы - монолитный храм Ганеши с восьмиметровым куполом.
В южной части города находится замечательный храмовый комплекс Панча Ратха - «Пять Колесниц» - из 5 небольших храмов, посвященный братьям Пандавам и их жене Драупади (героев эпоса «Махабхарата»). Это как бы мини-энциклопедия индийского зодчества, так как все пять храмов выстроены в разных стилях.
Являющийся символом Махабалипурама ажурный Прибрежный храм - первое на юге храмовое сооружение в каменной кладке. Построенный в 8 веке он посвящен Шиве и представляет собой высокую рельефную башню-шикхару пирамидальной формы.
Расположенный недалеко от автобусной станции в центре города Храм Таласаяна - это действующий и один из известных храмов Вишну. Ежегодно в октябре-ноябре в храме проходит фестиваль паланкинов.
Мангалор
Мангалор - крупный (500 тыс. жителей) прибрежный торговый город и порт на юге штата, достопримечательностью которого является храм Мангаладеви, посвященный богине Кали и давший название городу. Здесь находится и одна из первых христианских церквей в Индии - Церковь Наисвятейших четок, основанная в 1526 г.. Стоит посетить храмовый комплекс Кайласа, а в 5 км от города находится интересный храм Шивы Манджунатха, построенный в 1068 году и украшенный как индуистской, так и буддийской бронзовой скульптурой.
Удупи
Город находится на берегу океана севернее Мангалора на расстоянии 60 км или часа езды. Здесь, родился один из величайших философов древней Индии - Мадхвачарья или Васудэва (1236-1319). Украшением города является храмовый комплекс Кришны-Балагопала, основанный Мадхвачарьей. Великолепным зрелищем является отмечаемый в январе храмовый фестиваль, на который съезжаются паломники со всей страны. Другой интересный храм Субраманья посвящен сыну Шивы.
Канчипурам
Канчипурам – один из семи сакральных и древнейших и городов Индии и на юге считается самым священным. Из этих семи городов три целиком посвящены Вишну, три – Шиве, а Канчи - им обоим. Место, где располагается город, известно с древнейших времён. В частности, оно упоминается в «Махабхасья», произведении, написанном Патанджали ещё во 2 в. до н.э. Говорят, что город получил своё название от того, что бог Вишну поклонялся («анчи») богу Брахме («Ка»), «пурам» же означает «город», отсюда – название «Канчипурам».В 7-8 в.в. годах здесь находилась столица государства Паллавов.
Канчипурам часто называют «городом золотых куполов и тысячи храмов». Находясь в 70 км к юго-западу от Ченная, Канчипурам является одним из главных центров паломничества, особенно в период храмовых фестивалей, которые проходят с января по май. Здесь до сих пор находится резиденция главы ордена Шакарачарья, а также центр ведической астрологии, где предсказания осуществляют на пальмовых листьях.
Храмы города
Храм Кайласнатха. Этот посвященный Шиве храм - древнейший в Канчи. Он окружен стеной, опоясанной изнутри рядом ниш с фигурами богов и барельефами. Особое впечатление производят 58 небольших святилищ, посвященных божественной чете - Шиве, Парвати, их сыновьям Ганеше и Субраманья и другим божествам. Скульптуры храма, как и росписи носят скорее фантазийный, нежели традиционный характер. Главное божество храма, двуполое воплощение Шивы - Ардханаришвара представляет собой фигуру, женская половина которой держит в руках струнный инструмент, а мужская половина изображена сидящей на быке Нанди.
Шри Экамбарешвара. С этим расположенным на 10 гектарах земли храмом связана изумительная история о его священном манговом дереве, обладающем целительной силой. Местные жители утверждают, что дереву более 3500 лет и что именно под ним Шива явился Парвати после того, как она обратилась к нему с молитвой. На священном дереве четыре основных ветки, представляющие 4 Веды, а главное божество получило свое имя Экамранатха - «Бог мангового дерева». Украшением храмового комплекса, является 59-метровая башня гопурам, холл с 1000 колоннами, 540 из которых украшены изящной резьбой и галерея шивалингамов.
Шри Камакши Амман. Находящийся в центре города и наиболее почитаемый местными жителями храм Шри Камакши посвящен не Вишну и не Шиве, а Парвати в образе Камакши (исполняющей любовные желания). На большой мощеной территории храмового комплекса находится знаменитая золотая башня-гопурам с фигурой Камакши и Шри Чакрой - магическим круговым символом с мистическими надписями для совершения обряда поклонения. Здесь же танк - водоем для совершения омовений, два небольших храма Вишну и Аннапурны, а также мурти философа и мудреца Ади Шанкарачарья. Храм оживает в феврале-марте, когда на 9-й лунный день месяца проводится грандиозный фестиваль храмовых колесниц и в октябре-ноябре, когда празднуется день рождения Богини.
Храм Вайкунтха Перумал (Vaikuntaperumal Temple), построенный в 7-8 веке, посвящен Вишну. Он имеет четырехэтажную башню с алтарями на каждом этаже, в трех из них Вишну представлен стоящим, сидящим и лежащим, а на самом верхнем помещен Гаруда. Песчаниковые стены отчасти выветрены, но скульптурные украшения темного гранита хорошо сохранились, особенно в закрытом холле – мандапа, где выделяются великолепными аркады со львами. В святилище Вишну посетители не допускаются, но можно попасть в “стоколонный зал” на первом дворе храма. Здесь, в тишине и покое возникает особое мистическое ощущение единения с Всевышним.
Храм Варадараджа Свами – это cамый большой храм в Канчипураме, построенный в 12 и расширенный в 16 веке. Храм Варадараджа один из важнейших, наряду с храмами в Тирупати и Шрирангаме, храмов Вишну в южной Индии. «Варада» означает «дающий благословение», «раджа» – «царь, правитель». Таким образом, «Варадараджа» означает «царь тех, кто даёт благословение». Варадараджа велик, на нём дорогие украшения, у него 4 руки, в котрых он держит раковину - «шанкха», диск - «чакра», дубинку - «гада» и лотос - «падма». Его супругу зовут Шри Перундеви (Лакшми), её храм немного меньшего размера находится справа от основного. Согласно легенде, изначальный образ Вишну хранится на дне священного водоема при храме. Фигуру извлекают из пруда раз в 40 лет, по случаю чего проводится грандиозный праздник длящийся 45 дней. В очередной раз это произойдет в 2019 году.
Интерес представляют также храмы Улагаландар, Виджая Рагхава (посвященный победе Рамы), Аштабхуджам (в честь восьмирукого Вишну), Кумара Коттам (в честь Шри Субраманья) и другие.
Чидамбарам
Чидамбарам находится в 60 км к югу от Пондичерри. Этот небольшой город (ок. 70 тыс. человек) всемирно известен Храмом Шивы Натараджи или Танцующего Шивы.
История повествует о том, что появление здесь Шивы вызвано гоячими молитвами двух его преданных – Патанджали и Вьягхрапада. Шива покинул священную гору Кайлас и явился перед ними, чтобы станцевать свой космический танец, разрушающий иллюзорное представление о мире и символизирующий победу над невежеством, косностью, эгоизмом. Танец - это торжество Шивы, именно он под ритм дамару-барабана приводит в движение всю Вселенную.
Построенный в 10-11 веке величественный храмовый комплекс занимает 22 гектара и органично объединен четырьмя большими башнями-гопурам. Западная и восточная башня украшена скульптурами, изображающими 108 классических танцевальных поз. В главном святилище Шивы на алтаре находится скульптура Шивы-Натараджи, отлитая из пяти металлов. Рядом с ним маленький храм Вишну, водоем-танк для омовений Шива-Ганга, зал Дева сабха, где проводят собрания брахманы и танцевальный зал Нритья Сабха, окруженный 56 колоннами с видами различных танцевальных поз. На территории комплекса несколько храмов других божеств и символов: Наваграха (девять планет), Парвати, Субраманьи, Ганеши и Нанди.
Шива Натараджа является покровителем всех танцоров, поэтому в феврале-марте сюда съезжаются самые знаменитые танцоры на 5-дневный фестиваль танцевального искусства.
Танджавур
Посреди плодородных рисовых полей в дельте священной реки Кавери находится Танджавур - древняя столица всех тех династий, что правили на Юге в 10-14 вв.
Правители Чола вошли в историю как крупные строители: после каждой одержанной победы они возводили новый храм. Финансовые средства для такого размаха обеспечивали как морские торговые пути, так и богатство земель на материке. Во времена правления самого знаменитого царя династии Раджа Раджа (985 – 1014) был построен храм Брихадишвар (Brihadeshwara Temple) – жемчужина храмовой архитектуры, вошедшая в список Всемирного наследия.
Храм Брихадишвар. Этот величественный комплекс посвящен Шиве. Всё сооружение перекрывает по высоте не гопурам, а мощная башня – вимана, высотой 66 м, которую венчает гранитная глыба весом 80 тонн. Перед святилищем Шивы находится статуя Нанди из черного гранита. Каменная скульптура на фасаде главного храма свидетельствует о высоком мастерстве резчиков; интересна и неплохо сохранившаяся живопись. В алтарной частит стоит гигантский шивалингам (около 8 метров), а многочисленные более мелкие линга располагаются в нишах коридора. Стены алтарного помещения покрыты фресками, изображающими свадьбу Шивы и Парвати, а также танцевальные позы в стиле Бхарат Натьям. До сих пор остаются спорными вопросы о месте и способе доставки строительного материала - в районе Танджавура пока не найдено место, где могли бы добывать гранит для строительства; также достоверно не определено - как удалось установить на огромной высоте 80-тонную плиту. Различные гипотезы по этому поводу ставят загадку строительства этого храма вровень с тайнами египетских пирамид.
В храм можно попасть ежедневно с 6.00 до 20.00, перерыв с 13.00 до 15.00.
Тричи
Город расположен на южном берегу священной реки Кавери, в 320 км от Мадраса. История его возникновения связана с периодом правления Чолов, когда Тричи был важным фортом. Сейчас Тричи, так часто называют его для краткости, это крупный (ок. 1 млн. жителей) коммерческий центр штата.
Старый город примостился у скальной крепости Рок Форт (Rock Fort). Чтобы преодолеть 430 каменных ступенек, ведущих в гору, надо снять обувь. На середине пути находится храм Шивы, куда доступен вход только верующим. Храм Рок Форт на вершине открыт тоже только для последователей индуизма. Но зато отсюда открывается потрясающий вид города и на Шрирангам - основную достопримечательность этих мест. Храм находится в 4 км к северу от центра города. По пути в храм верующие всегда делают остановку на берегу Кавери, чтобы совершить ритуальные омовения, а паломники часто остригают волосы, чтобы принести их в жертву богине реки.
Храм Шри Ранганатхасвами (Sri Ranganathaswamy Temple) несомненно является главной святыней Тричи. Это не просто самый большой в Индии храмовый комплекс, посвященный Вишну, но целый город. Семь крепостных стен окружают жилые кварталы, базары и храм. Высоко в небо уходят 21 башня-гопурам. Самая большая из этих надвратных башен «Раджагопурам» достигает в высоту 73 м, она была достроена только в 1987 г. Чем дальше в глубь комплекса, тем более священны для индусов архитектурные сооружения. В алтарной части главное божество храма - Вишну, возлежащий на тысячеголовом змее Шеше и почитаемый как Шри Ранганатха. Согласно легенде, сам Аватара Рама молился здесь на пути в Ланку, что запечатлено в одном из эпизодов эпоса “Рамаяна”.
Уникальное зрелище являет собой конюшня: это веранда, где крышу поддерживают изящные резные колонны. Кони с этих колонн, встав на дыбы, того и гляди перелетят через головы людей и окажутся во дворе. В этом храме много лет жил и творил один из величайших духовных учителей - Рамануджачарья. В разное время его посещали Шри Чайтанья, Шри Валлабхачарья, недавно здесь был Далай-Лама.
Мадурай
Мадурай (1,5 млн. жит.) - второй по величине город в Тамилнаду, но больше всего он похож на огромную, перенаселенную, готовую затрещать по всем швам деревню. Это настоящая Индия: торговцы, паломники, экзотические запахи и множество храмовых надвратных башен- гопурам. В лабиринте извилистых переулков и базаров стоит главная святыня - храм Минакши, “рыбоглазой богини”.
Его название, Мадурай, трансформировалось от прежнего – Мадхурапура, «сладкий город».
Исторя города насчитывает уже более 2500 лет. Он был крупным торговым центром, экспортирующим в разные страны, включая Рим и Грецию, главным образом, специи. Здесь была организована Тамильская академия поэтов (сангам), благодаря деятельности которой Мадурай впоследствии стал главным центром изучения тамильского языка и литературы.
Особое значение город приобретает в 16 веке, в период правления Тирумалаи Найака. Тогда строится знаменитый храм.
Храм Минакши (Sri Minakshi Temple). По преданию, именно так звали принцессу, которая родилась с «рыбьими» глазами и тремя грудями. Родители, озабоченные ее будущим, обратились к мудрецам. И они сказали, что в тот день, когда принцесса Минакши встретит своего будущего мужа, исчезнет третья грудь. В назначенный час перед ней предстал Шива, предсказание сбылось, а через несколько дней они обручились. В память об этом событии и был построен храм, который стал его главной святыней.
В плане храмовый комплекс представляет собой ромб, занимающий территорию в несколько гектаров. Центральный вход проходит через восточные ворота. Паломников встречают прекрасные скульптуры Ганеши и Субраманьи – сыновей Шивы и Парвати. Главный зал храма – «Зал тысячи колонн» окружен четырьмя внешними стенами, над которыми к небу поднимается 12 величественных (45-50 м высотой) башен-гопурам. В комплекс входят также часовни, дворцы, святилища и водоемы. Все они богато украшены и пестро разрисованы разнообразными фигурами. Излюбленными персонажами древних скульпторов были мифологические герои, музыканты, фантастические животные и существа, но скульптурный декор не повторяется более двух раз. Центральным святилищем являются храмы Сундарешвары (Шивы) и его жены Минакши (Парвати). Алтарная часть задрапирована и скрыта от глаз, сюда не допускают туристов. Рядом находится Золотой Лотосовый Пруд (Maha Pathaka Tirtham), воды которого, по поверью, очищают самых падших грешников. Рассказывают, что здесь очень оригинально определяли художественный уровень литературного произведения: рукопись бросали в водоем и если она была «качественной», то парила над водой, а все «бездарные» тонули. Каждый вечер в проходит священный ритуал, при котором идолов Шивы и Минакши омывают, умащают маслами и благовониями. В сопровождении жрецов и браминов Шиву переносят на ночь в святилище Минкаши. В этой обряде могут принять участие и туристы (ок. 21.00 - 22.00).
Храм ежедневно посещает около 10 тысяч человек, а по пятницам, когда в честь Минакши совершается специальная служба, число посетителей возрастает до 25 тысяч. Он открыт с 5.00 до 21.30, перерыв с 12.30 до 16.00.
Кодайканал
Горный курорт Кодайканал расположен в 120 км от Мадурая в горах на высоте около 2000 метров. Это место с очень мягким климатом избрал в качестве своей летней резиденции Сатья Саи Баба. Сюда он приезжает, как правило, в конце апреля – мае.
Каньякумари
Каньякумари – самая южная точка Индии и одно из священных мест в Индии. Здесь сходятся три моря – Бенгальский залив, Арабское море и Индийский океан и считается, что совершивший омовение в океане на Кумари Гхате, достигнет всего желаемого при жизни и мокши - освобождения после смерти. Здесь можно одновременно увидеть заход Солнца и восходящую Луну. Песок на берегу Каньякумари семи цветов. По легенде, на этом месте должна была произойти свадьба Шивы и Парвати, а разноцветные зерна риса, которые были приготовлены для новобрачных, окрасили песок.
Храм Кумари (Kumari Temple) - главный храм города, посвященный богине Парвати в ипостаси Кумари. Согласно легенде, здесь произошел бой между богиней и демоном Ванасурой, победив которого она тем самым спасла мир. Верная Кумари ожидая своего суженого - Шиву стояла так долго, что окаменела. Этой трагической окаменевшей фигуре богини, изображение которой украшено излучающим свет бриллиантовым ожерельем, поклоняются тысячи паломников. Интересно, что для того, чтобы попасть в этот небольшой храм мужчины должны снять рубашки и обнажить торс. Самые зрелищные праздники, посвященные Кумари, проходят здесь в мае-июне (праздник колесниц) и сентябре-октябре (Навратри, посвященный победе богини над демоном).
Мемориал Свами Вивекананды (Swami Vivekananda Rock Memorial) – еще одно священное место в Каньякумари. Именно здесь в 1892 году, перед путешествием в Америку этот выдающийся философ и просветленный Учитель обрел божественное сознание. Позже в 1970 году на двух скалах в океане был построен Мемориал Свами Вивекананда. Здесь помимо храмового сооружения есть затемненный зал для медитации, небольшая часовня с отпечатком стопы богини Кумари в граните и небольшой книжный магазин. Добраться до мемориала можно на пароме, который курсирует с 08.00 до 16.00 между островом и материком и отходит от пристани каждые 30 минут.
Рядом с мемориалом на маленьком скальном островке возвышается 44-метровая скульптура Тируваллувара – величайшего тамильского поэта. Мемориал был открыт 1 января 2000 года.
Гуруваюр
Небольшое поселение - в 33 км на северо-западе от Триссура (Thrissura). Здесь находится священный Храм Кришны. В алтаре храма установлено очень древнее скульптурное изображение божества с четырьмя руками, держащими раковину, диск, палицу и лотос. Считается, что совершившие церемонию бракосочетания в этом храме получают вечное благословение, поэтому здесь заключаются многие браки.
Недалеко от этого храма находится храм Партхасаратхи. На этом месте некогда находился храм, разрушенный много веков назад. В 1972 году в развалинах древнего храма было найдено скульптурное изображение божества, и в 1981 году храм был восстановлен.
Калади
Небольшой поселок в 45 км к северо-востоку от Кочина. Здесь, по преданию, родился великий святой и философ средневековой Индии, апологет адвайта-веданты Ади Шанкарачарья. Сейчас на месте рождения Шанкары стоит посвященный ему храм открытый с 5.30 до 20.00, перерыв с 12.30 до 15.30.
Небольшой храм воздвигнут также и на месте кремации Арьямбы - матери Шанкары. Неподалеку расположен Крокодилий гхат, где 12-летнего Шанкару некогда схватил крокодил. Как гласит легенда, не в силах вырваться, будущий великий философ спросил у матери, спасется ли он, если примет санньясу (станет отшельником). Когда мать ответила согласием, он немедленно произнес обет, и был отпущен крокодилом.
Как добраться: на автобусе из Кочина.